пятница, 29 марта 2013 г.

Развиваем воображение

В феврале, согласно перспективному плану работы на год, была проведена диагностика уровня развития творческого воображения детей старших групп № 7 "Солнышко" и № 11 "Смешарики".

Большинство детей демонстрирует средний уровень развития воображения. Количество детей с низким и высоким уровнем развития воображения примерно одинаковое.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.


Развитие творческого воображения у дошкольников

           Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия начинает активно развиваться после 3 лет, потому что  и опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
      В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
        В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение?

  • Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Ходите с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
  • Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
  • Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
  • Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.
  • Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
  • Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.
  • Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.
Например, такие игры, в которые мы играем с детьми на кружке "Почемучки":

Игра "Кляксы".
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Когда краска немного подсохнет, можно ярким фломастером обвести увиденный образ.
Увидеть можно самое неожиданное....

"Человек в комбинезоне"
"Пышная прическа"

"Осьминог"



Игра "Неоконченный рисунок"

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. Для начала это могут быть простые геометрические фигуры (придумать как можно больше образов только из круга или квадрата и т.д.), а потом - уже фигуры посложнее (незконченные линии, фигуры неправильной формы и т.д.).


Вот что можно придумать только из круга...




Игра «Волшебная мозаика».
     Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
  Это - волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Усложняя игру можно придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.


Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
  Предложить ребенку изменить и сочинить свой конец знакомых сказок: «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …», «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д. 

Игра «Сказочное животное».
  Предложить ребенку придумать и нарисовать фантастическое животное, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному.
Если ребенок затрудняется сделать это, ему можно предложить объединить два конкретных животных (например, тигр и лев), и попросить нарисовать что же из этого получится. В последствии можно объединять уже несколькно животных, птиц, насекомых и т.д.

Вот что может получиться:

Комментариев нет:

Отправить комментарий