Консультации для воспитателей

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях ФГТ.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ.

          Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть,  в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками,  на собственном опыте приобретает знания.
           Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
          Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
           В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
          Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
          Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными требованиями.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности
 предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.  В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности
ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. 
          В них должны быть:
· сборно-разборная мебель;
· игрушечная мебель;
· емкости для хранения игрушек;
· игрушки;
· мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
          Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
· Использование игрового спортивного оборудования;
· Использование игровых столов сложной конфигурации;
· Мебель-трансформер;
· Использование вертикальных разделителей;
· Кукольный театр;
· Костюмерная;
· Игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования
реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
          Игровые и тематические зоны или центры, секторы  (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам; место отдыха; место уединения.
      Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным  шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип 
реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,  как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка
отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

          Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

· игровых зон;
· зон уединения;
· современных игрушек;
· развивающих игр;
· дидактического и демонстрационного материала;
· материала для продуктивной деятельности;
· атрибутики для творческой деятельности;
· уголков экспериментирования;
· уголка природы;
· логопедического уголка;
· фонотеку, видеотеку;
· спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

   Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. 
   Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе). 
      Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы  и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
        Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 
       Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Организация совместной деятельности педагога с детьми в условиях реализации ФГТ.

Коллеги, хочу поделиться с Вами полезной презентацией, которую я нашла на просторах интернета. Автор этой презентации воспитатель 
А.Н.Тоболова МКДОУ ДС №422 "Сибирячок" города Новосибирска.






















Современные здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
  организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
    учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Пройдя по ссылке вы можете ознакомиться с таблицей, в которой представлена информация по здоровьесберегающим технологиям: ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
В таблице вы сможете найти основные виды здоровьесберегающих технологий, время их проведения в режиме дня, особенности методики проведения, а также информацию о том, кто проводит ту или иную методику.

 

Готовимся к мастер-классу

Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса 
1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера1 (до 10 минут). 
 1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
 1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
 1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
 1.4. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.
 1.5. Описание достижений педагога-мастера, отраженных в различных формах профессионального признания. 
1.6. Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.
 2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера (до 20 минут). 
2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы.
 2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент занятия или мероприятия.
 2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом занятии.
 3-й шаг. Рефлексия (до 10 минут). 
 3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции (вопросов в адрес педагога-мастера).
 3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.
 3.3. Подведение итогов мастер-класса (педагог-мастер). 
Результатом проведения мастер-класса является выделение и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.

Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

-         экономно расходовать свои эмоционально – энергетические ресурсы; сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и факторов;
-         будьте оптимистом, игнорируйте мрачные стороны жизни; позитивно оценивайте события и ситуации;
-         следует жить под девизом: «в целом всё хорошо, а что делается – делается к лучшему»;
-         воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему;
-         подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям;
-         не «переживать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки; необходимо осознать причину, сделать выводы и найти выход;
-         если возникла проблема, конфликт – решать их своевременно и обдуманно;
-         взять за правило – дольше и чаще общаться с приятными людьми; с теми же, кто не приятен – мягко и незаметно ограничивать общение;
-         если взаимодействие с мало приятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально;
-         признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности; каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так как это делаете вы или как бы вам этого хотелось;
-         необходимо быть гибче в оценках других людей не стараться переделать партнера, подогнать его под себя;
-         наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, в которых вы с ним похожи;
-         когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи;
-         развивать динамичность установок – человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение  единственного главного конкретного результата.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(Адаптированный вариант О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой)




3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Умственное развитие и развитие речи
Игра
  выполняет отдельные ролевые
действия
, носяшие условный
характер
;
участвует в разыгрывании сюжета-
цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый)
  выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;
  самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3-4 действий
  выполняет ролевые действия,
изображающие социальные функции людей;
  участвует в распределении ролей до начала игры
  отображает в игровых действиях
отношения
между людьми (подчинение, сотрудничество);
  участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала
Рисование
создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел
создает предметный рисунок
с
деталями, замысел меняется по
ходу
изображения
изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение
изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции; замысел опережает изображение
Аппликация
  может составить схематическое
изображение
из 2-3 частей;
  выкладывает и наклеивает
элементы
аппликации на бумагу
  может работать с ножницами
(держать их правильно), вырезая простые формы;
  составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу
  самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски,
квадраты и т. п.);
  наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение
  владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной
гармошкой
, вдвое и т. п.);
  наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или
предметную
композицию (сюжет)
Конструирование
создает предметные конструкции
из
3-5 деталей
  создает предметные конструкции из 5-6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);
  осваивает конструирование из
бумаги
и природного материала
  создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме,
условиям, замыслу (6-8 деталей);
  осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора)
  создает предметные и сюжетные
композиции
из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (8-10 деталей);
 осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала,
деталей конструктора), может сочетать их в своих работах
Умственное развитие
  знает названия 3-4 цветов
и
2-3 форм;
  может выбрать из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
  по образцу, предложенному
взрослым
, может выполнить по-
стройку
из 3-4 кубиков;
  по просьбе взрослого может
запомнить
2-3 слова;
  не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;
  использует предметы-заместители, причем один предмет может замешать разные объекты (палочка
как
ложка, градусник, карандаш
и др.)
  может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или
формы
;
  может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;
  по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4-5 деталей;
  может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;
  занимается чем-нибудь, не
отвлекаясь
, в течение 15-20 минут;
  может дать несколько (хотя бы 2-3) ответов на вопрос: «На что похожа фигурка?» - об изображении фигурки неопределенной формы
(например, контурное изображение куклы-неваляшки)
  расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;
  на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;
  по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5-6 названий предметов;
  действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки);
  дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями
  использует схему для ориентировки в пространственной ситуации;
  распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда);
  может запомнить по просьбе взрослого 6-7 названий предметов;
  осуществляет деятельность по правилуна словесном материале и по двум правилам одновременно на наглядном материале (например, отбирает картинки,
где присутствуют красный цвет и
изображения
домика);
  использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции;
  может самостоятельно сочинить
небольшую
сказку или историю по теме
Развитие представлений об окружающем
достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы
«Я
сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
  достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный
мир»
, «Общество», «Живая и неживая природа»);
  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный
мир»
, «Общество», «Живая и неживая природа»);
  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
  достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая
и неживая природа»);
  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
Развитие речи
может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-
ква, ду-ду-ду и др.), возможны
дефекты
звукопроизношения;
  согласовывает употребление
грамматических
форм по числу,времени и т. д. (отдельные ошибки
допустимы
);
  отвечает на простые вопросы
взрослого
  правильно произносит все звуки (исключение могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);
  употребляет все части речи, появляется словотворчество;
самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие
произведения
(возможна помощь взрослого)
  правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  грамотно использует все части речи;
использует обобщающие слова, синонимы, антонимы
  правильно произносит все звуки,
замечает ошибки в звукопроизношении;
  грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;
  использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия;
  может объяснить значения знакомых многозначных слов
Развитие двигательной сферы
Развитие моторики (координация движений)
  может пройти по гимнастической скамейке;
  ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3-4 раза);
  может перекладывать мелкие
предметы
(со стола в коробку)
  может перешагивать через рейки гимнастической лестницы (горизонтально установленной на высоте
20 см от пола);
  может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3-4 раза подряд;
  может нанизывать бусины на леску
  может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;
  отбивает мяч о землю одной рукой 4-5 раз подряд
  может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком
  может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.;
  подбрасывает и ловит мяч двумя
руками
с хлопком (5-7 раз);
  может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же
руки
(от мизинца к указательному и обратно)
Социальное развитие
Общение со сверстниками
проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать
вступает в ролевое
взаимодействие
с детьми
избирательно и устойчиво
взаимодействует
с детьми, может сотрудничать на занятиях
  избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
  участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику
Усвоение социальных норм и правил
  ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);
  замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого
  проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т. д.);
  замечает несоответствие
поведения
других детей принятым нормам и правилам
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.)
  регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
  отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми



Активизация творческого мышления в различных видах деятельности

Деятельность
Примерные вопросы и задания
Познавательная:
1)общие сведения




2)сведения о людях, предметах и явлениях



3) математика и логика

1)     Расскажи о всех возможных вариантах использования воды. Постарайся назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.
2)     Назови всех людей, которые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т. д.
3)     Подумай, что общего у следующих (показать ребенку, каких именно) предметов (форма, цвет, размер и т. д.). Назови предметы, которые существуют парами. Сколько, по-твоему, мячей вместится в корзину? Дай столько фигурок, сколько лап у кошки и т. д.
Что будет, если исчезнут все зонтики? А если перестанет идти дождь?
Составь историю про мячик, зайчика и солнце.
Как можно использовать пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от карандашей и т. п. ?
Речевая
Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д.
Расскажи историю о том, что бы ты увидел(а), если бы прокатился(лась) по радуге: что видно сверху, какие ощущения - радостно или страшно, кого хотел(а) бы с собой взять и т. д.
Превратись в маму (папу и т. д.). Как ты будешь теперь разговаривать? Попроси меня о чем-нибудь, будто ты воспитатель.
Представь, что ты телеведущий(ая) программы о животных. Что ты можешь рассказать зрителям?
Творческая:
1)     Музыка






2)     Художественное творчество

1)     Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она - грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать?
Прохлопай ритм мелодии. Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка. Почему?
2)     Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).
Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь аппликацию из картона и цветной бумаги.
Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.
Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?
Коммуникативная
Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки.
Смоделируйте ситуацию, к примеру, вы - пациент, ребенок - врач. Разыграйте ее.
Разрешите вашему ребенку познакомиться с незнакомыми детьми (в зоопарке, театре, кафе и т. д.)



Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выби­вает ли Вас ее ожидание из колени?
2.  Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение вы­ступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирова­ние, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7.  Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо слож­нее, чем с детьми?
8.  Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспи­танников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и роди­телей» и что они разговаривают на «разных языках»?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, ко­торое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей по­мочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по воп­росу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14.  У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16.  Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой катего­рии относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас лю­дям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует кол­лективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в обще­нии Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что боль­шинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу­шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и не­обходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего ха­рактера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не соб­ственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнако­мой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается доста­точно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присмат­ривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеж­дены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в обще­нии с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего со­вета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излиш­ней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стреми­тесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи­тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпе­ния и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела­нии, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его выска­зать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многослойны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых со­вершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отли­чают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стреми­тесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родите­лями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь заду­маться, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе тер­пеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.


Как удержать нужную тему разговора во время занятий с детьми?
Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план.
Импровизация нужна, но…
Где и как…
Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей.
Например, если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера целый вечер читала книжку», вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д., то получите реакцию других: «А у меня тоже есть книжки». «А мы с мамой ходили в магазин» и т. д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.
Итак, если вам важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на чувство. «Приятно провести вечер вместе с мамой». Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает, контакт глаз заканчивается.
Или во время занятия вдруг возникает высказывание о поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его мысли далеки от темы занятия. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его: «А там, где живет твоя бабушка, есть деревья?» (если занятие посвящено растительному миру), и верните ребенка к обсуждаемой теме.
Или на занятии по математике вдруг звучит: «А у меня дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребенка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке, и волнует, как правило, многих детей.
Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно переключитесь: «Ребята, вы хотите поговорить об этом?» Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий вопрос: «О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?» Отвечайте просто, коротко и понятно.
Вернитесь к математике: «Мы с вами планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?»
В разговоре с детьми важны искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними: «Мы с вами…»
(автор Свирская Л.В.)