вторник, 15 января 2013 г.

Аудиал. Визуал. Кинестетик.


Как известно, человек воспринимает информацию об окружающем мире через органы чувств. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три типа:
- визуалы – воспринимают большую часть информации с помощью зрения;
- аудиалы – в основном получают информацию через орган слуха;
- кинестетики –  люди "чувств", и мир они воспринимают через эмоции, тактильные ощущения, запахи, физические ощущения.

Если ребенок Визуал


 Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен. Это не имеет никакого отношения лично к вам. Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов. Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован. Легче приобретает навыки путем наблюдения. На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

   Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.


Если ребенок Кинестетик


Для него больше чем для других важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь. У него чаще чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив. Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности. Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!"

Если ребенок Аудиал


Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой-это нормально. Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами что вы чувствуете. Он хорошо запоминает словесный материал. Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Специалисты говорят:

•          от визуала можно требовать быстрого решения задач;
•          от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
•          от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

      При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
•          визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
•          аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
•          кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на его «языке».

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
      
 Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

•          с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
•          с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
•          с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
•          визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
•          аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
•          кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

      Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. 
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. 
Их можно и нужно развивать. 
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Тест "Аудиал, визуал или кинестетик?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий