Сегодня в рамках "Недели безопасности" я хочу затронуть тему конфликта.
Традиционно конфликты воспринимаются как крайне негативные
явления, поэтому многие люди стремятся избегать их любым способом. Но конфликт
– всего лишь одна из форм человеческих взаимоотношений; поведение людей в
конфликтной ситуации регулируется в соответствии с принятыми групповыми и
культурными нормами. Сегодня мы поговорим о стилях поведения.
Негативные последствия от конфликтов:
эмоциональные
и материальные затраты;
ухудшение
психологического климата в коллективе, формирование представлений о побежденных
оппонентах как о врагах;
чрезмерное
вовлечение сотрудников в конфликт в ущерб работе;
уменьшение
потенциала сотрудничества после завершения конфликта, сложности с
восстановлением деловых отношений (шлейф конфликта).
Позитивные последствия конфликтов:
разрядка
напряженности между конфликтующими сторонами;
сплочение
коллектива при противоборстве;
получение
коллективом стимула к изменениям и развитию.
Конфликты
вызываются противоречиями – субъективными и объективными. Но не всякие
противоречия перерастают в конфликт, а только те, в основе которых лежат
несовместимые интересы, потребности или ценности.
Индивидуальные
особенности человека определяют, с какой настойчивостью он стремится
удовлетворить свои потребности, насколько умеет контролировать и регулировать
свое поведение. Зная эти особенности, можно прогнозировать:
стиль
поведения в конфликте, который выберете вы и ваш оппонент;
варианты
развития конфликта;
возможные
результаты и последствия конфликта.
Выбор стиля поведения в конфликте
В
конфликтных ситуациях люди ведут себя по-разному. Американский социальный
психолог Кеннет Томас выделил и описал основные типы поведения людей в
конфликтах: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество и конкуренция
(соперничество). Большинство людей достаточно гибко используют различные
поведенческие стили в зависимости от ситуации, даже не имея специальной
подготовки. Однако знание особенностей основных типов поведения в конфликте, их
преимуществ и ограничений важно для профилактики или конструктивного разрешения
конфликта.
- Избегание (уклонение) – стиль поведения в конфликте, при котором человек игнорирует, фактически отрицает само наличие конфликта. Считает, что разногласий нет, и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, стремится уйти от неприятной ситуации. Причин, по которым предпочтение отдается именно такому стилю, может быть несколько. Возможно, с точки зрения «избегающего» проблема не важна или настолько незначительна, что не стоит обращать на нее внимания («не нужно делать из мухи слона»). Человек может быть убежден в невозможности разрешения проблемы («у меня нет власти, сил, денег, знаний и т.д.») или в бесполезности усилий («все равно это ни к чему не приведет»). Он может избегать конфликтных ситуаций из боязни проиграть или опасается получить репутацию скандалиста. В конце концов, человек может философски относиться к жизни и спокойно ждать: «со временем все образуется».
- Приспособление – стиль поведения в конфликте, при котором человек частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, уступает, признает требования и претензии противостоящей стороны (пренебрегая собственными интересами), «капитулирует». Выбор такого стиля поведения возможен в случае, когда:
предмет
конфликта не важен;
отношения
с человеком (зав. аптекой), выступающим второй стороной в конфликте, важнее
предмета спора;
отказ
от конфликта преподносится как «жест доброй воли»;
желание
выйти из конфликтной ситуации превалирует над интересом.
Как
правило, к такому стилю человек прибегает в ситуациях, когда ни одному из
основных его принципов (ценностей) опасность не угрожает («в мелочах можно
поступиться»), либо когда правота очевидно на стороне оппонента. Часто его
выбирают из прагматических соображений – приспособление сейчас поможет мне в
будущем (сделать карьеру, получить дивиденды, дать право требовать уступки со
стороны других и т.д.).
Приспособление
бывает пассивным (просто «сдаться») и активным (целенаправленное стремление
умиротворить противника).
- Компромисс – стиль поведения человека в конфликте, при котором он идет на уступки. Из общего объема требований, притязаний, интересов каждая сторона соглашается получить только часть, признавая при этом частично права другой стороны.
Причины
выбора компромисса:
отношения
зашли в тупик, и компромисс – единственный выход;
компромисс
расценивается как передышка, чтобы собраться с силами, решение конфликта можно
отложить на будущее;
компромисс
дает выигрыш в решении других проблем;
проигрыш
обойдется дешевле выигрыша.
В
случае когда компромиссное поведение демонстрирует только одна сторона
конфликта, его можно расценивать как уступку. Такое поведение, как правило,
приводит к дальнейшим компромиссам (а часто и к полной «сдаче позиций»).
Результат
компромисса – различная степень неудовлетворенности всех вовлеченных в конфликт
сторон. В конфликте принципов компромисс зачастую невозможен.
- Сотрудничество – стиль поведения в конфликте, позволяющий полностью удовлетворить интересы всех сторон. Этот стиль эффективен, поскольку обеспечивает плодотворные взаимовыгодные отношения в будущем. Однако сотрудничество требует творческих способностей и времени.
Это
наиболее конструктивный (и самый дешевый по энергозатратам) стиль поведения,
т.к. подразумевает, что интересы одной стороны будут удовлетворены только в том
случае, если будут удовлетворены интересы другой стороны.
- Конкуренция – стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствием уступчивости, отказом в удовлетворении интересов других людей. Для человека, демонстрирующего конкурентный тип поведения, наибольший интерес представляет результат, при этом совершенно не важно, какими останутся отношения с другими участниками конфликта.
Наиболее
типичные причины выбора человеком конкуренции как стиля поведения в конфликте:
пренебрежение
к другим людям;
недоверие
к ним;
недооценка
сил оппонентов;
традиции,
культурные нормы (месть, вендетта);
критическая,
опасная для жизни или самооценки ситуация (выживание);
принятие
обязательных в группе правил поведения («с волками жить – по-волчьи выть»);
острая
эмоциональная реакция на ситуацию (оскорбление, обида).
При
поиске путей разрешения конфликта обязательно нужно учитывать психологические
особенности участников и сочетание различных стилей поведения. Чтобы не
привести конфликт к эскалации вместо разрешения, нужно прояснять и
согласовывать интересы сторон для выработки совместного решения. Для этого вам
будут полезны навыки активного слушания и умение ставить вопросы.
Автор, источник: Ирина Арсентьева
Стили поведения в конфликтной ситуации и результаты такого поведения можно увидеть на данной схеме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий