19 декабря состоялся семинар-практикум для педагогов на тему
"Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми".
Целью семинара было познакомить педагогов с различными моделями педагогического взаимодействия, а также отработать коммуникативные приемы и техники личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в играх.
На семинаре педагоги выслушали мини-лекцию о моделях педагогического взаимодействия; смогли выяснить преобладающую модель взаимодействия, которой они пользуются, а также выполнить упражнения, поучаствовать в играх и немножко расслабиться.
Выделяют
3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти
модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые
ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В
зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели
взаимодействия педагога с детьми.
Учебно-дисциплинарная модель
Здесь
в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится
пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога.
Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения.
Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые
предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность,
дисциплинированность.
Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение
свободы детей.
Цель:
вооружить детей ЗУН.
Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.
Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования
контролирующих инстанций.
Личностно –
ориентированная модель
Педагог
и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении
своей деятельности, характерным признаком которой является возможность
осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а
путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации,
творческому росту, инициативность, активность.
Отношения
между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и
взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.
Принципы, на которых строятся взаимоотношения с
детьми:
-
управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;
-
постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого
ребёнка;
-
сотрудничество с детьми в процессе обучения;
-
уважение и поддержка достоинства детей;
-
принятие детей такими, какими они являются в реальности.
Стиль руководства: демократический.
Тип отношений: устойчиво – положительный.
Цель:
обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость
существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого
ребёнка.
Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.
Либерально-попустительская (свободная) модель
Главное
лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога –
приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного
развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со
стороны ребёнка.
Стиль руководства: либеральный.
Чаще всего эта модель имеет место в семейном
воспитании:
ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.
Оптимальной
является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные
условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу
детей, снижает инициативу.
Какая важная тем семинара! Спасибо за опыт и материал!
ОтветитьУдалить