Проект "Отражение в зеркале"

  С сентября 2010 года в рамках использования инновационной деятельности в своей работе я реализую проект "Отражение в зеркале".

Вид проекта:
групповой, долгосрочный.
Участники проекта:
подгруппа из 5-6 детей и их родители.
Целью этого проекта стало: сформировать у ребенка адекватную самооценку и положительный образ-Я; накопить у детей опыт самопознания.
Достижение этой цели мне представилось возможным через реализацию следующих задач:
- развить интерес к самому себе;
- повысить самооценку;
- помочь детям осознать свое место в окружающем мире;
- расширить представления о внутреннем мире человека – характере, мыслях, чувствах, привычках;
- развить и обогатить формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Основными направлениями реализации этого проекта стала подгрупповая деятельность педагога-психолога с детьми, совместная деятельность детей и родителей, а также психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по теме проекта.
Вся деятельность в рамках проекта проходит в три этапа. 
На первом (подготовительном) этапе проведена следующая работа:
- диагностика сформированности «Образа-Я» и самооценки детей подготовительных групп с целью отбора детей-участников проекта (с различными уровнями сформированности самооценки и «Образа-Я») с помощью методик «Изучение сформированности «Образа-Я» и самооценки»; тест «Лесенка» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; Т.Д. Марцинковская);
- опрос родителей, которые будут принимать участие в проекте («Опросник родительского отношения» авторы А.Я.Варга, В.В.Столин);
- разработка дневника самопознания для детей;
- разработка плана совместной деятельности и домашних заданий для детей и родителей.
На втором - основном этапе происходила непосредственная реализация проекта:
- совместная деятельность педагога-психолога и детей;
- ведение дневников самопознания (совместная деятельность детей и родителей);
- подготовка информационного материала по теме проекта (рекомендации, памятки, стендовая информация для родителей и педагогов);
- индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу;
- освещение хода реализации проекта в интернет-блоге.
На заключительном этапе – подведение итогов проекта:
- повторная диагностика детей, сравнительный анализ полученных данных с данными на подготовительном этапе проекта;

- опрос мнения родителей об участии в проекте.
Результаты опроса детей: Какие черты характера людей нравятся и не нравятся нашим детям? (на начало года)   

                                Деятельность с детьми:

Заполняем странички "Дневника":






На одной из встреч мы с ребятишками обсуждаем тему "Я - ребенок": чем же отличаются друг от друга взрослые и дети? Какие есть права и обязанности у детей и взрослых?
Еще нам очень понравилось смотреть видеоролик "Взрослые и дети" и даже подпевать группе "Непоседы", а после лепить человечков - взрослого и ребенка:





          В рамках реализации проекта "Отражение в зеркале" на этой неделе мы с детьми разговаривали на тему "Мой портрет": о том что такое портрет, о нашей внешности (цвете глаз, цвете и длине волос и т.д.), о том, что такая внешность есть только у нас и ни у кого другого, хотя мы и можем быть похожи на маму или папу, бабушку или дедушку, братишек или сестрёнок.
        А ещё мы попробовали создать свои портреты в технике мандала-терапии. Вот какие портреты у нас получились:

Рисуем иллюстрацию к сказке "История об улыбке"









Играем в "Фантастическое существо"




2011 - 2012 учебный год


2012 - 2013 учебный год





2013-2014 учебный год


Ролики для проекта:

"Я - мальчик, девочка"

Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки?




"Дружба - это не работа"



клип "Взрослые и дети"


Отзывы родителей детей, принимавших участие в проекте:

 "Было интересно, заставляет ребенка задуматься о себе и своих эмоциях. Но порой было трудно ребенку ответить на поставленный вопрос "Почему что-то происходит".

 "Уважаемая Юлия Сергеевна, от всей души благодарим вас за этот проект. Было очень интересно, Саша рассказывал о ваших занятиях только хорошее и с нетерпением ждал новых встреч. Особых изменений заметно не было, но во время выполнения д\з мы узнали много нового о сыне!

 "Понравилось выполнять задания вместе с ребенком. Необычные задачи, всегда что-то новое. Интересно узнать результаты наших совместных трудов.
Из критических замечаний хочется отметить следующие: необходимо получать периодические консультации по проделанной работе, совместно корректировать поведение ребенка. И хотелось бы больше заданий на дом.

 "Нам проект очень понравился. Выполняли домашние задания с большим удовольствием. На занятия тоже нравилось ходить и выполнять все задания. Изменения в лучшую сторону: рассказывает что-либо более уверенно, логично и развернуто. Спасибо.

"Нам с ребенком понравилось участвовать в данном проекте. С интересом выполняли домашнее задание (рисовали, рассуждали, тренировали память). Ребенок с удовольствием ждал очередного занятия с педагогом-психологом. Моя дочь стала более уверенной (поведение), а также в суждениях у неё поднялся уровень самооценки. Спасибо!

"Нам понравилость вместе с дочерью выполнять домашнее задание, ей было интересно. Она больше стала листать, просматривать книги, не только сказки, но и энциклопедии, взрослее стала, рассуждает совсем по другому".

"Мне было интересно выполнять с ребенком домашнее задание, я многое узнала о своем ребенке. Он изменился в рассуждениях и своем поведении, много рассказывает о занятиях в детском саду с вами и еще ему понравилость как его благодарили за успешную работу на занятиях. Спасибо вам за вашу работу с нашим ребенком". 
Ольга Владимировна и Сергей Михайлович


"Мы считаем что это полезная и интересная программа. Как мне так и ребенку было интересно выполнение д/задание. Ребенок мне многое рассказывал об этом и о том как проводились занятия. Изменения в ребенке заметны".


"В целом проект очень понравился. Ребенок выполнял домашнее задание с удовольствием, и мы родители вынесли много полезного и интересного из этих заданий. В ребенке есть изменения в положительную сторону. А самое главное, что мы родители поняли, что дело все в нас, и работать нужно в большей степени над собой и своими эмоциями". Спасибо Вам огромное за помощь и понимание!


"...выполнял домашнее задание вместе с ребенком, мы преодолели "речевой" барьер. Ребенок больше стал мыслить, появился словарный запас. Прежде чем высказаться в чем-либо, ребенок осмысливает, дает оценку своим действиям". 
Спасибо Вам за ваш труд!!!


Проект «Отражение в зеркале» - призер Фестиваля педагогических идей педагогов-психологов образовательных учреждений Тракторозаводского района в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также участник  III регионального сетевого конкурса учебных проектов выпускников основного курса программы Intel® «Обучение для будущего».